История появления и распространения первой в мире доставки еды
Сегодня нам хотелось бы рассказать вам о привычном для современного человека явлении, о доставке вкусной еды домой. Казалось бы, гениальная в своей простоте идея, но человечество пришло к ней довольно поздно. Как ни странно, причин у этого довольно много: начиная с того, что люди начали производить большие излишки продовольствия только в новое время, с повышения урбанизации и роста благосостояния населения.
Самыми первыми доставщиками еды были грузчики в портах и помощники торговцев. Доставка горячей и вкусной еды из домов в учреждения правительства оказалась достаточно выгодным делом и число курьеров-доставщиков выросло. Разносчиков называли «бхонавалас» в пер. с хинди «Мужчины еды», а их клиентами были богатые чиновники.
По мере роста городов и клиентской базы, обычный маршрут доставки (дом, офис) сильно вырос и начал включать в себя большое количество промежуточных пунктов. Поэтому «бхонавалас» начали распределять свои обязанности: одни собирали сумки с едой в пригородах и доставляли их на электричках к центру города, где их сортировали и другие группы доставщиков развозили еду по районам, а далее уже по нужным адресам.
А кто же всё таки такое - «Даббавала»?!
Даббавала - происходит из слов dabba (контейнер для «второго завтрака») и walla (курьер, разносчик), то есть буквально означает «доставщик контейнера - т.е нашем случае "еды"».
Даббавала - это не компания и не служба доставки в привычном нам понимании, это целая система которая возникла стихийно, их можно назвать объединением независимых разносчиков и эволюционировала эта система примерно в течение 200 лет и как мы видим стала, одной из самых эффективных в мире. У этой системы нет лидера или централизованного управления.
Одной из причин успеха даббавала стали очень сильно увеличившиеся размеры городов и большие загрузки транспортной сети Бомбея в час пик. Жилые кварталы находились далеко от деловых, из-за этого работники во время обеденного перерыва не могли успеть домой - чтобы пообедать, а обед в заведениях стоил дорого. Из-за очень длительной дороги на работу и сильной загруженности транспорта везти сумку с едой из дома было бы сильно не удобно.
На сегодняшний день все члены Дабавала объединились в Мумбайскую ассоциацию поставщиков контейнеров завтрака (The Mumbai Tiffin Box Suppliers Association или MTBSA) (примечание: Мумбай, современное название Бомбея), во главе этой ассоциации стоят Президент, вице президент, казначей и совет директоров, но их функции сводятся к урегулированию споров и ведению юридических формальностей, аккредитации, проведению собраний и назначению платежей пострадавшимво время работы. На все свои нужды ассоциация собирает небольшой взнос со своих членов. Количество даббавала зависит не от решений совета, а от текущего состояния рынка доставки. Все разносчики делятся на группы от 10 до 30 сотрудников, командуют у них четыре старших разносчика-мукадама». Мукадамы сортируют контейнеры с едой, ведут важную отчётность, обучают новых членов, находят новых клиентов и решают различные споры внутри коллектива. Каждая группа финансово независима, но они согласуют свои маршруты и зоны с другими группами. После того, как разносчики собрали деньги с клиентов своего квартала, они сдают их «мукадаму», который в свою очередь честно делит прибыль между всеми членами группы. Таким образом каждый член ассоциации является её акционером и очень важной частью.
Мировую известность Даббавала приобрела в 2001 году. В 2011 году «Forbes» назвал «даббавалу» одной из самых важнейших инноваций в Индии.